28.03.2020

Официальный партнер команды

Администрация Ярославской области

Предыдущий матч

Официальный партнер команды

Славнефть

Следующие матчи

Решением Исполкома ВФВ

Чемпионат России 2020

Высшей лиги "А"

приостановлен с 17 марта 

Официальный партнер команды

ЯМЗ

Автомобилист
Команда
Игры
Игроки
Фото
Город : Санкт-Петербург
Достижения : Чемпион России: 1992, 1992/93. Бронзовый призёр чемпионата России: 1994/95. Финалист Кубка России: 1995.
Арена : Академия волейбола Вячеслава Платонова. Вместимость трибун — 1500 зрителей.

История

Довоенный период

Свою историю клуб ведёт с 1935 года, когда по инициативе Анатолия Николаевича Дмитриева в ленинградском отделении общества «Спартак» была создана волейбольная команда. Летом 1935 года она наряду со спартаковскими коллективами МосквыХарькова и Днепропетровска приняла участие в первом первенстве Центрального совета «Спартак» по волейболу, и проиграв всего одну партию, стала его победителем. В 1935—1936 годах волейболисты «Спартака» в составе сборной Ленинграда завоёвывали серебряные медали Всесоюзных волейбольных праздников, а в 1937-м стали победителями турнира между командами ЛенинградаКиева и Днепропетровска.

30 августа 1938 года завершился пятый и первый среди клубных команд чемпионат СССР. Пётр Арешев, Михаил Балазовский, Aлексей Барышников, Илья Филановский, Александр Щербин, Анатолий Эйнгорн, Виктор Яшкевич под руководством Анатолия Дмитриева (а по другим данным играющего тренера Барышникова) первенствовали в финальном турнире шести команд, проходившем на теннисном стадионе ЦДКА. Через год в том же составе ленинградский «Спартак» выиграл в Одессе финальный матч чемпионата СССР у московских одноклубников, причём поединок выдался настолько бескомпромиссным, что затянулся до темноты, был прерван и перенесён на следующий день. В 1940 году в Тбилиси спартаковцы Москвы взяли реванш, оставив лениградцев с серебряными медалями.

Команда Алексея Барышникова

В послевоенные годы «Спартаку» не удавалось подняться на пьедестал почёта — в составе команды остались только два волейболиста, побеждавшие на чемпионатах СССР. Михаил Балазовский и Александр Щербин не вернулись с войны. Илья Григорьевич Филановский ушёл в науку, защитил диссертацию, работал на юридическом факультете ЛГУ. Лучший в стране блокирующий Анатолий Эйнгорн стал играть за команду ленинградского Дома Офицеров (ДО), в 1949-м в составе сборной СССР выиграл первый в истории волейбола чемпионат мира. Одним из ведущих игроков, а затем и тренером ДО был также Алексей Барышников.

С именем Алексея Георгиевича Барышникова в 1950-е годы связано возвращение победных традиций «Спартака». В 1956 году руководимая им сборная Ленинграда заняла третье место на Спартакиаде народов СССР, а в 1957-м новое поколение ленинградских спартаковцев выиграло золотые медали чемпионата страны. Эта победа далась нелегко: «Спартак» и ЦСК МО имели по итогам первенства одинаковое количество очков и вынуждены были играть дополнительный матч. Молодые спартаковцы вырвали победу со счётом 3:2. В 1958 году «Спартак» выиграл бронзовые медали, а в 1959-м составил основу сборной города, которая под руководством Николая Михеева в финале Спартакиады народов СССР в трёх партиях обыграла команду Москвы. Кроме спартаковцев победителем Спартакиады стал 20-летний Вячеслав Платонов, бывший в ту пору игроком армейской команды города на Неве.

Игроки «Спартака» Владимир Андреев, Юрий Арошидзе, Владимир Астафьев, Геннадий Гайковой и Марат Шаблыгин вошли в состав национальной сборной. Впрочем, кандидат технических наук Юрий Васильевич Арошидзе, чемпион мира 1960 года, прославился не только на волейбольных площадках — на протяжении двух десятков лет он работал главным инженером объединения «Электросила».

«Адские водители»

Новый этап в развитии спартаковского волейбола начался в 1967 году, когда играющим тренером команды, выступавшей в то время во втором эшелоне советского волейбола, II группе класса А, стал Вячеслав Платонов. В 1969-м спартаковцы, вернулись в I группу, позднее названную высшей лигой, а в 1970 годуклуб, сменивший название на «Автомобилист», занял 4-е место. В конце 1970-го Платонов покинул площадку, передав свою футболку с номером «8» 18-летнемуВячеславу Зайцеву, и стал старшим тренером команды.

С 1972 по 1990 год «Автомобилист» завоевал 8 серебряных и 8 бронзовых медалей чемпионатов СССР, одержал четыре победы в еврокубках. Высшая ступень союзного пьедестала почёта команде так и не покорилась — отобрать «золото» у ЦСКА, являвшегося базовым клубом сборной страны, было для остальных участников первенства практически недостижимой мечтой. А с 1977 года, когда Платонов после двухлетнего периода работы в Кувейте («Автомобилист» в те годы тренировал Анатолий Фёдорович Федотов) возглавил сборную СССР, осуществить эту мечту стало ещё сложнее — из-за необходимости тренера жить на разрыв между клубом и сборной; из-за того, что команды, имевшие в своём составе кандидатов в сборную, в матчах против «Автомобилиста» показывали свою лучшую игру; из-за того, что «Автомобилист» стал своеобразным испытательным полигоном различных тактических новшеств, которые потом брала на вооружение главная команда страны. Острокомбинационный, рискованный, быстрый волейбол, за который «Автомобилист» прозвали «адскими водителями» не всегда приводил к успеху — за эксперименты тренера команда, по признанию самого Вячеслава Алексеевича, расплачивалась недобором очков в чемпионате.

Тем не менее в 1970—1980-е годы в ленинградской команде выросло целое созвездие выдающихся мастеров, трое из них — Вячеслав ЗайцевВладимир ДороховАлександр Ермилов — стали чемпионами Олимпийских игр в Москве-1980Юрий Чередник — серебряным призёром Игр в Сеуле-1988.

В 1989 году Платонов уезжает работать в Финляндию, главным тренером автомобилистов становится его многолетний напарник Зиновий Ефимович Чёрный. Им был создан первый в СССР хозрасчётный клуб — волейбольный центр «Автомобилист». Под руководством Чёрного команда выиграла чемпионаты России 1992и 1993 годов. 20 декабря 1994 года сердце талантливого тренера остановилось в зале одинцовской «Искры» через несколько минут после завершения игры с«Самотлором»[1].

Падение

На тренерский мостик клуба возвращается Вячеслав Платонов. «Автомобилист», как и многие другие российские клубы, переживает отъезд ведущих волейболистов за рубеж и непростое финансовое положение. Команда из Санкт-Петербурга после 1995 года не показывала высоких результатов, а по итогамчемпионата России-1997/98 даже покинула на год сильнейший дивизион, суперлигу «А». В этих условиях Вячеслав Платонов был вынужден сделать ставку на молодых игроков, работать на перспективу. В тяжёлом для команды 1998 году в основном составе «Автомобилиста» впервые вышел на площадку 17-летнийСемён Полтавский, переехавший в Петербург из Одессы вместе со своим братом Владимиром и Максимом Проскурнёй[2].

Летом 2002 года, когда команда, уже называвшаяся к тому времени «Балтикой», лишилась своих лидеров (Максим Проскурня перешёл в «Динамо», а Семён Полтавский — в итальянскую «Монтикьяри»), стало совсем тяжело. «Балтика» завершила чемпионат на 10-м месте. А в 2005-м, когда компания «Балтика» из-за запрета рекламы пива отказалась от финансирования клуба, команда, снова ставшая «Спартаком», выбыла из Суперлиги. В ночь на 26 декабря 2005 года умер Вячеслав Алексеевич Платонов. Незадолго до смерти Платонова в Санкт-Петербурге открылась его Волейбольная академия[3].

Новейшая история

В сезоне-2005/06 «Спартак» занял последнее место в высшей лиге «А» и «транзитом» проследовал в третий эшелон российского чемпионата. Первенство команд высшей лиги «Б»-2006/07 «Спартак» под руководством Андрея Владимировича Толочко завершил на 5-м, а следующее — на 7-м месте в зоне Европы. В ноябре 2007 года в команде случилось неординарное событие: в неё после 13 лет, проведённых в чемпионате Италии и двух неплохих сезонов вновокуйбышевской НОВЕ, вернулся один из самых любимых учеников Вячеслава Платонова — серебряный призёр Олимпиады в Сеуле 41-летний Юрий Чередник[4]. Впрочем, из-за старых травм опытнейший мастер нечасто выходил на площадку, а игрой против ростовского СКА-ЮРГУЭС (2 марта) завершилась его блистательная карьера.

Осенью 2008 года «Спартак» вновь был переименован в «Автомобилист». Под руководством заслуженного тренера Украины Сергея Владимировича Побережченко в сезоне-2008/09 команда победила в зоне Европы высшей лиги «Б» и первенствовала в финальном турнире, завоевав тем самым путёвку в высшую лигу «А».

В 2009 году на тренерский мостик «Автомобилиста» вернулся Андрей Толочко. В сезоне-2009/10 петербургский коллектив стал одним из открытий высшей лиги «А», заняв 4-е место; а в чемпионате-2010/11 досрочно финишировал на втором месте, завоевав право на возвращение в Суперлигу, причём добиться этого достижения команде удалось вопреки нестабильному финансовому положению, без привлечения группы опытных игроков, а за счёт сыгранности состава, основу которого составляют собственные воспитанники клуба[5].

Визитная карточка

Прежние названия команды

«Спартак» (до 1969 и в 2005—2008)
«Автомобилист» (1970—2000, с сентября 2008)
«Балтика» (2001—2004)

 

Источник: Википедия